В Воронежской области несколько сотен братских могил и столько же памятников, обелисков, стел и памятных знаков, посвященных погибшим в годы Великой Отечественной войны. Среди них есть такие, о существовании которых знают только историки и местные жители.
Монументальных памятников на братских могилах в Воронеже мало. Самый известный – скульптурная композиция на площади Победы, которая изображает солдат разных родов войск Советской армии, а также партизан, санинструкторов и гражданских (рабочий со знаменем, рабочая, мать с младенцем, колхозница, девушка-комсомолка), на плечи которых легли тяготы войны в тылу. Также хорошо известен памятник в виде трех солдат, отдающих салют своим павшим товарищам на Чижовском плацдарме.
А вот про памятник на Шиловском плацдарме из-за его месторасположения (до недавнего времени нужно было оформлять пропуск, чтобы попасть на стратегически охраняемую территорию, где расположена братская могила) из воронежцев мало кто знает. Но те, кто в итоге попадает туда с экскурсиями, еще долго находятся под впечатлением и от памятника, и от рассказов о событиях, которые происходили здесь в июле 1942 года.
На юго-восточной окраине Шиловского леса, где теперь возвышаются корпуса недостроенной атомной станции теплоснабжения (проход туда сейчас свободный), когда-то было известное с начала XVII века село Шилово. Рядом через овраг стояла деревня Трушкино. Поселения были полностью разрушены за несколько дней в июле 1942-го.
Единственное, что напоминает о бывшем селе Шилово, – полуразрушенная колокольня Митрофановского храма, построенная в 1845 году. Фашистам она служила важным укрепительным пунктом и стратегической высотой, с которой удобно было просматривать и обстреливать левый берег Воронежа, где находились красноармейцы. На месте деревни Трушкино теперь урочище с одноименным названием.
До войны расстояние от села Шилово до городской черты Воронежа составляло несколько километров. Фашисты, рвавшиеся в начале июля 1942 года к Воронежу, переправились через Дон у села Малышево и решили, что теперь им открыта дорога на Воронеж. Но у села Шилово они встретили ожесточенное сопротивление. Хотя численность наших войск там была небольшой, а выделенные Ставкой резервы были еще на подходе, путь врагу преградили части 232-й стрелковой дивизии, 3-й дивизии ПВО и 110-й танковой бригады.
– Танкисты вступили в бой, когда он уже был в самом разгаре, и немцы при поддержке своих танков начали теснить нашу пехоту. Два батальона танковой бригады привел в Шилово командир 18-го танкового корпуса генерал-майор Иван Черняховский и сам возглавил контратаку. В частности, 110-я танковая бригада 5 июля уничтожила и сожгла 36 танков противника и уничтожила вместе с расчетами 22 противотанковые пушки. Бои у села Шилово продолжались четверо суток, но больше сдерживать врага нашим войскам было нечем. Почти полностью погиб 498-й стрелковый полк, большие потери были у артиллеристов и танкистов, а гитлеровцы имели огромное численное превосходство и продолжали наступать, – рассказали в городском управлении культуры.
«7 июля перестрелка в Шилово прекратилась. Из защитников села, дравшихся с врагом до последней возможности, живых не осталось. Оказавшись в Шилово, противник сразу же устремился к реке Воронеж, где форсировал ее на месте старой паромной переправы. Батальон немецких автоматчиков двинулся к Масловке» - из книги Евгения Шендрикова «Боевые действия в районе Воронежа в июле 1942 – январе 1943 гг.»
– Но уже 11 июля наши войска, переправившиеся с левого берега, начали выбивать противника с территории разрушенных сел, чтобы перерезать фашистам снабжение через донские переправы, в то время вражеские части засели в правобережной части города. При удержании плацдарма красноармейцы несли значительные потери. Поэтому Шиловский плацдарм является одним из главных памятных мест боев за Воронеж, – уверен кандидат исторических наук Владимир Размустов, который несколько лет подряд организует бесплатные походы-экскурсии на Шиловский плацдарм.
Активные действия советских частей в районе Шилово сковали крупные силы врага и отвлекли его внимание от Чижовского плацдарма, где создавались благоприятные условия для наступления 40-й армии. Кроме того, фашисты лишились важного тактического рубежа и уже не могли безнаказанно пользоваться донской переправой у Малышево и большаком, ведущим на Воронеж.
Сдерживая натиск превосходящих сил противника, наши воины стояли насмерть. Большинство из них погибли, но и после этого враг не сразу овладел опустевшими окопами. Курсант-бронебойщик Макаров точными выстрелами подбил два танка. Курсант Максим Рубанов один держался в окопе до последнего патрона, а потом бросился на немцев с гранатой в руках. Командир курсантского отделения сержант Федор Черных уложил из пулемета три десятка фашистов. Получив ранение, он не выпустил рукоятки пулемета, продолжал разить врагов меткими очередями. Когда к окопу приблизился танк, Черных подорвал его гранатой. К пулеметчику бросились вражеские автоматчики, но бесстрашный воин успел выдернуть чеку последней гранаты. Подвиг коммуниста Федора Черных отмечен орденом Красного Знамени.
Погибших хоронили в братских или одиночных могилах на плацдарме, некоторых переправляли на левый берег. В братской могиле №113 похоронены 877 бойцов. Кроме того, там покоятся останки 116 мирных жителей этого села, погибших от бомбежек и во время боевых действий. Шестнадцатого августа 2000 года в могиле захоронили останки 92 воинов, найденные в Воронеже, Рамонском и Семилукском районах общественной поисковой организацией «Тризна».
За Шиловский плацдарм сражались красноармейцы со всего бывшего Союза. В братской могиле здесь захоронен 23-летний лейтенант, поэт Павел Винтман, погибший в этих местах 21 июля 1942 года.
За несколько дней до гибели у него родилась дочь, которую он так и не увидел. Винтман родом из Мариуполя, подростком переехал в Киев, учился на русском отделении филфака университета, посещал литературный кружок. Считал, что поэт должен знать жизнь: занимался снайперской стрельбой и добровольно ушел на Финскую войну. В начале Великой Отечественной призван уже офицером, воевал, обучал стрельбе на пехотных курсах, в составе спешно сформированной в Средней Азии 206-й стрелковой дивизии с начала июля 1942-го воевал под Воронежем в качестве командира стрелковой роты пехотного полка.
После войны стихи Винтмана издавали в Москве в собрании сочинений поэтов-фронтовиков, не доживших до Победы. В 1977 году в Киеве вышла первая и единственная книга поэта-фронтовика «Голубые следы». Лучшее из того, что он успел создать за 23 года, сохранила вдова Винтмана.
– И ландшафт Шиловского плацдарма уникальный, виды потрясающие, и могила поэта здесь, поэтому логично бы проводить здесь поэтическо-патриотический фестиваль. Но мало кто знает о самом месте могилы поэта-фронтовика. В последние годы при организационной поддержке сообщества «Воронеж. Пешком» накануне 9 Мая я несколько раз проводил открытый «поход-беседу с историком». И простые воронежцы меня поддерживали – приходили с гитарами, пели военные песни, читали военные стихи, – рассказал историк Владимир Размустов.
Родственники защитников Шиловского плацдарма находят могилы своих героев и в наше время. Например, жительница Архангельска Елена Федотьева только два года назад узнала, что ее дед Михаил Кривоногов похоронен в братском захоронении №113. В семье до сих пор хранится похоронка, что погиб он при форсировании реки Воронеж 8 августа 1942 года, а где именно находятся его останки, родственники рядового Кривоногова не могли узнать более 70 лет.
– Брат приезжал в Воронеж 30 лет назад, попытался найти фамилию деда на памятниках, но не смог. А недавно сотрудники военкомата помогли наконец отыскать, где захоронен наш дедуля. Два года я собиралась приехать к нему, но не получалось: дорога из Архангельска в Воронеж неблизкая и дорогая. А в этом году меня словно торкнуло что-то внутри: надо ехать на могилу к деду и поклониться ему. И вот я здесь – с цветами, с горстью земли из родного города. Приеду домой, расскажу тете, которая по состоянию здоровья не смогла прилететь на могилу своего отца, но всю жизнь об этом мечтала, что братская могила очень ухоженная и находится в живописном месте. А лет через пять, когда мои внуки подрастут, вместе с ними в Воронеж приеду, покажу деду его правнуков, – сказала Елена Федотьева.
Пострадавший памятник
По данным городского управления культуры, до 80-х годов XX века братское захоронение №113 выглядело очень скромно: стояла стела, а имена погибших были трафаретом отпечатаны на плотной непромокаемой ткани.
Первую реконструкцию мемориала провели в начале 2000-х годов. Имена защитников плацдарма выбили на гранитных плитах. На могиле установили обелиск. В верхней его части закреплены металлические числа «1941» и «1945», а внизу написано: «Шиловский плацдарм 1942-1943».
Справа от обелиска на невысокой стене сначала выполнена надпись: «Люди, помните», а рядом установлены пять двухметровых плит с фамилиями защитников плацдарма.
Напротив братской могилы появился памятник, который считается одним из самых оригинальных сооружений, посвященных Великой Отечественной войне в Воронеже.
По задумке скульптора Сушкова, солдаты разных войск, пола и возраста словно выходят на сушу из реки. Но в 90-х годах заднюю часть алюминиевого памятника украли вандалы, и эффект «выхода из воды» был потерян.
Также вандалы оторвали куски металла с передней части памятника, изуродовали лицо одного из персонажей скульптуры. Большую часть повреждений удалось устранить во время реконструкции мемориала в 2013 году. В то же время на территории мемориала появились лавочки, дорожки выложили плиткой.
Текст: Елена Миннибаева. РИА Воронеж
Изображение (фото): Wikimapia
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:
Семилуки Воронежской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.