На территории Залегощенского района Орловской области, в двух километрах от станции Золотарево, прошел осенний этап «Вахты памяти 2024».
По версии местных жителей, на поле за железной дорогой в районе станции Золотарево в годы Великой Отечественной войны упали два самолёта ВВС Красной армии. Сведения о сбитых в этом районе наших самолётах подтверждались как документами частей и соединений ВВС Красной армии, так и заявками на «победы» немецких лётчиков.
В ходе экспедиции Орловской региональной общественной организацией молодёжного поискового объединения «Огненная дуга» были обследованы две воронки. Одна оказалась местом падения и захода в землю штурмовика Ил-2. Вторая - воронка от сорвавшейся с плоскости крыла и отброшенной рикошетом авиационной бомбы ФАБ-100. Подбитый и горящий штурмовик (обнаружены следы горения, расплавленный алюминий, сгоревшие патроны пулеметов ШКАС и т.д.) при падении подорвался на своих авиационных бомбах (не менее 3-х ФАБ-100).
При этом бронекорпус вошёл в землю на глубину более трёх с половиной метров, выгорел и был разбит на мелкие фрагменты. Кабина пилота при взрыве была полностью уничтожена (мелкие фрагменты оборудования кабины штурмовика обнаруживались в радиусе более чем 300 метров).
Крупных целых деталей самолёта, таких как двигатель, редуктор винта, колеса шасси, авиационные пушки и пулеметы, обнаружено не было.
Были подняты фрагменты стоек шасси, не значительные обломки блока двигателя, фрагменты обшивки планера. Вероятно, большая их часть при взрыве авиабомб была выброшена на поверхность земли и впоследствии собрана местными жителями. Первой зацепкой по установлению личности лётчика стал фрагмент блока двигателя с выбитым на нём клеймом 30-го Московского авиационного завода, выпускавшего самолеты-штурмовики. А чуть позже был обнаружен и номер самолёта: 30313.
Журнал боевых действий 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 1-й Воздушной армии сообщает, что 21 августа 1942 года полк получил задачу атаковать и уничтожить матчасть противника на аэродроме Орел. Вылетело на задание девять штурмовиков Ил-2. Ведущий: Бондаренко. Истребительного прикрытия выделено не было. Два самолёта сразу вернулись на свой аэродром Болото из-за неисправности материальной части. Семь самолётов на свой аэродром не вернулись после атак Ме-109 (ЦАМО РФ: Ф.22435, Оп.0223168с, Д.0001, Л.4). На следующий день в полк прибыли два летчика: Бондаренко и Малинкин.
С их слов было записано, что основной груз боеприпасов сброшен на аэродроме Орел на материальную часть противника. Уничтожено и выведено из строя 20 самолётов разных типов и 3 бензозаправщика. Пять лётчиков: Пушкарев (Ил-2 Nº30330), Росляков (Ил-2 Nº 3249), Лебедев (Ил-2 Nº3277), Гуляев (Ил-2 Nº3239), Башкиров (Ил-2 Nº 30313) считались не вернувшимися с боевого задания (ЦАМО РФ, Ф.56, Оп.12220, Д.57; Ф.58; Оп. 818883, Д.1582).
Обнаруженный штурмовик Ил-2 был сбит обер лейтенантом Альбертом Вальтером (Albert Walter) из 6./JG 51 «Мёльдерс» на предельно малой высоте (это уточнение из немецкого документа позволило полностью восстановить картину гибели самолета и его пилота). За штурвалом найденного Ил-2 был летчик 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 1-й Воздушной армии сержант Башкиров Иван Васильевич, 1921 года, уроженец села Старое Матюшкино Чердаклинского района Куйбышевской области. Воспользоваться парашютом лётчик не мог из-за малой высоты и погиб при взрыве своего самолёта.
Из пятерки не вернувшихся с боевого задания лётчиков 198-го шап пережил войну только заместитель командира авиационной эскадрильи лейтенант Пушкарев Михаил Алексеевич, 29 октября 1921 года, уроженец города Молотов. К августу 1942 года лейтенант Пушкарев выполнил более 48 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Был дважды награждён оденом Красного Знамени. Его штурмовик Ил-2 упал в районе деревни Прилепы (менее 14 км от места падения штурмовика лётчика сержанта Башкирова), где лётчик и был взят в плен. После Орла отправлен в Шталаг Люфтваффе 2 г. Лодзь. Лейтенант М.А. Пушкарев прошёл четыре немецких лагеря.
После освобождения из плена прошёл проверку в запасном полку. Был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Вышел в запас в ноябре 1945 года. 6 апреля 1985 года Пушкарев Михаил Алексеевич был награждён орденом «Отечественной Войны» II-ой степени.
Где погибли лётчики 198-го штурмового авиационного полка командир эскадрильи лейтенант Росляков, младший лейтенант Лебедев и командир звена младший лейтенант Гуляев, ещё предстоит установить.
Фото: Поисковое движение России.
Исторические события: