История взаимоотношений народов России и Палестины насчитывает несколько веков. До революции 1917 года отношение многонационального народа России к Палестине определялось прежде всего религиозными, научными и культурно-просветительскими интересами. Палестинцы также всегда проявляли живой интерес к российской истории, культуре и искусству.
В конце XX века и сегодня Россия играет важную роль в попытках урегулирования ближневосточного конфликта между народами Палестины и Израиля, поддерживая право палестинцев на создание собственного независимого государства, что также способствует позитивному и динамичному двустороннему сотрудничеству.
Накануне Дня защиты Земли, который отмечается в Палестине 30 марта, в МИА «Россия сегодня» собрались представители двух стран, чтобы обсудить вопросы культурного и межрелигиозного сотрудничества, а также представить изданную недавно книгу палестинского автора Мохамада Диаба «Палестина в зеркале русской культуры».
В России всегда существовал огромный интерес и духовное тяготение к Святой земле. Российские путешественники, просветители, учёные и паломники внесли весомый вклад в изучение истории, этнографии, археологии, религии, языков и культуры Палестины. Собрать воедино эти «культурные следы» и представить читателям образ Палестины в литературных и художественных произведениях российских писателей, поэтов, историков, деятелей культуры, живописцев и попытался автор книги Мохамад Диаб. В издании содержатся описания Палестины, начиная с XII века и вплоть до современности, отражённые в произведениях писателей Достоевского, Лермонтова, Гоголя, Бунина, художников Репина, Поленова, Воробьёва, историков-востоковедов Крымского, Беляева, Смилянской и многих других.
Российский и палестинский народы роднит и сближает прежде всего расположение Палестины, территория которой неразрывно связана с библейской историей, Святой землёй и Иерусалимом, уверен автор книги. Об этом свидетельствуют и многочисленные путешествия русских паломников на Ближний Восток, которые несомненно обогатили историческую науку повествованиями, до сих пор сохраняющими своё значение для исследователей средневековой и новой истории народов Передней Азии.
Отдельное внимание в книге уделено деятельности Императорского православного палестинского общества (ИППО) и той роли, которую оно сыграло не только в Палестине, но и в соседних Ливане и Сирии.
Подробней об этом рассказал руководитель научной секции, член Совета ИППО Сергей Житенёв. Общество, созданное в 1882 году по указу царя Александра III, сразу развернуло в регионе активную деятельность. На его средства приобретались земельные участки в Палестине, на которых строились школы, гимназии, медицинские учреждения, православные храмы и церкви как для паломников из России, число которых достигало 15 тысяч в год, так и для местных арабов, учившихся в русских школах и лечившихся у русских врачей.
Сергей Житенёв подчеркнул, что деятельность общества никогда не велась исключительно среди православных. В более чем 100 школах, устроенных ИППО в Палестине, Ливане и Сирии, наряду с православными учились мусульмане и друзы, приобщаясь к русскому языку и русской культуре. Многие из окончивших школы Палестинского общества стали видными деятелями культуры, науки и политики в своих странах, сохраняя при этом тёплые чувства к России и способствуя укреплению дружеских связей с ней. Среди выпускников были первые переводчики на арабский язык произведений русских писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Горького и других.
Говоря о сегодняшней ситуации на Ближнем Востоке, Сергей Житенёв отметил, что исследователи общества также работают над изучением современных проблем: «Просто сказать правду мало, надо чтобы она имела научное обоснование».
– Наша политика общества связана с тем, чтобы был мир в Палестине. То, что преследуют арабских христиан, нас беспокоит, – заявил он. – Мы продолжаем поддерживать православие на Ближнем Востоке.
Помимо этого, член ИППО предложил провести совместно с палестинским посольством в России презентацию энциклопедии «Императорское православное палестинское общество: 1882 – 2022 гг.», посвящённой 140-летию организации.
Участвовавший в мероприятии посол Палестины в России Абдель Хафиз Нофаль с энтузиазмом откликнулся на эту идею и заверил присутствующих в том, что связь России и Палестины обладает перспективой развития во многих областях.
Между Россией и Палестиной традиционно поддерживается активный многовекторный политический диалог, в том числе на высшем уровне, напомнил дипломат. Так, например, в 2012 году президент России Владимир Путин принял участие в открытии Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Вифлееме. Там же был открыт гостевой дом для приёма православных паломников.
По словам посла, Палестина крайне благодарна России за поддержку в конфликте с Израилем, которая признаёт право палестинского народа на создание независимого государства в границах 4 июня 1967 со столицей Восточный Иерусалим.
– Мы всё ещё верим в мирный процесс, мы всё ещё желаем достичь решения вопроса на основе принципа о двух государствах, мы всё ещё верим, что оба народа могут жить рядом под эгидой мирного соглашения с ясно оговоренными условиями, – сказал дипломат.
Первый заместитель председателя Совета муфтиев России, заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Рушан Аббясов рассказал о межрелигиозном диалоге между мусульманами России и Палестины. По его словам, между общинами двух стран на сегодняшний день существует полное взаимопонимание, отсутствуют какие-либо противоречия, а усилия сторон направлены на сохранение традиций, обычаев, духовно-нравственных ценностей и святынь. Постоянно проводятся и планируются новые встречи, конференции, обмены мнениями и т. д.
В качестве одного из ближайших мероприятий он упомянул XIV Международный экономический форум «Россия – Исламский мир: KazanForum», который состоится 18 – 19 мая в Казани. Целью форума является укрепление не только торгово-экономических, но и научно-технических, социальных и культурных связей России и стран Организации исламского сотрудничества, в том числе Палестины.
Подводя итоги встречи, все присутствующие сошлись во мнении, что в последние годы палестинская проблема немного ушла на второй план с мировой повестки. Эксперты уверены, что необходимо вернуться к её решению, поскольку ситуация остаётся в значительной степени корнем тех проблем, с которыми мы имеем дело на Ближнем Востоке. И поэтому нужно не только думать об этой проблеме, но и думать о ней по-новому.
Текст: Елена Хрулёва. Портал «Русский мир».
Изображение: Дзен.
Участники событий и другие указанные лица: