У творческих проектов есть множество эффектов, но до сих пор их либо не принято оценивать, либо отсутствуют необходимые инструменты и единый для участников процесса язык оценки. Поможет ли создание общего поля понятий участникам креативных процессов прогнозировать воздействие культурных инициатив на социум и насколько это необходимо донорам и организаторам проектов?
На эти вопросы попытались ответить представители экспертного сообщества, которые собрались на специализированной онлайн-сессии «Для чего и кому нужна оценка творческих проектов?». Она состоялась в числе мероприятий IX Конференции ассоциации специалистов по оценке программ и проектов в социальной сфере (АСОПП) «Качество жизни, благополучие, оценка».
Среди участников сессии — эксперты, представители крупнейших частных фондов, среди которых — «Абсолют-Помощь», «Искусство, наука и спорт», «ОМК-участие», «Доброта Севера», фонда Тимченко, а также организаторы творческих проектов — руководители Библиотеки им. Н.А. Некрасова и Центра социокультурной анимации «Одухотворение».
Внести посильный вклад в решение задач призван организатор мероприятия — Форум «Яркие краски креативных индустрий» (ЯККИ). Сейчас на его основе создается общая для всех участников культурного процесса всероссийская платформа, главной целью которой является обсуждение и сбор многообразных мнений, а также поиск тем и новых подходов в сфере оценки творческих проектов.
«Культура очень разнообразна в своих проявлениях, но эта цветущая сложность процессов в ней хотя и создает определенные трудности для оценки творческих феноменов, но делает процесс оценки творческих проектов увлекательным и мотивирующим, — говорит модератор сессии Ольга Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия (ЭиФ)», ключевого контент-партнера ЯККИ. — Мы видим активный интерес к этой проблеме со стороны и финансирующих организаций, и организаторов творческих процессов».
Одним из предметов обсуждения на онлайн-сессии стали результаты первого этапа исследования, которые представили Наталья Сергиевская, генеральный директор Фонда «Будущее время», эксперт-консультант ЭиФ, и Инга Пагава, эксперт ЭиФ.
Наталья Сергиевская, которая занималась анализом мировых практик оценки творческих проектов, отметила важность сбора вариантов типологий социального влияния и подготовку рекомендаций для отечественных акторов, а также необходимость вовлечения разных участников обсуждения.
В фокусе внимания Инги Пагавы оказался российский опыт оценки влияния социокультурных эффектов на качество жизни общества.
Чтобы учесть все нюансы, включая интересы организаторов культурных инициатив, необходимо продемонстрировать все их многообразие со всех сторон. На сформированной базе знаний заинтересованные стороны смогут разрабатывать собственные логические модели, выбирать адекватные подходы и инструменты для измерений, использовать и развивать банки социальных результатов.
Выступившая на сессии с докладом сомодератор Инна Прилежаева, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры (АМК), подчеркнула, что общая цепочка индивидуальных социальных изменений, которую инициирует любой творческий проект, сложна и многомерна.
«Сегодня социокультурное проектирование вошло в практику деятельности многих организаций, однако способы оценки эффективности проектов не до конца сформулированы и изучены, — говорит Инна Прилежаева. — Проблема в том, что такие проекты зачастую работают со стратегическим типом ресурсов, лежащим вовне организации или собственной системы, и результаты этого лежат в разных системах деятельности и социальных кластерах. Кроме того сегодня нет института проектной критики в профессиональном сообществе, где формируется и систематизируется рефлексия проектной деятельности».
В дискуссии была высказана и другая точка зрения. Со стороны организаторов творческих проектов прозвучали опасения, что неясные цели оценки и необходимость соответствовать малопонятным критериям усложняет жизнь творцов. Такую позицию высказал Леонид Тарасов директор и учредитель Центра социокультурной анимации «Одухотворение».
Частично согласна с ним и Елена Коновалова, руководитель направления в Фонде Тимченко. Она считает, что для выработки общих критериев оценки каждому донору нужно четко определить собственные цели и задачи, которые у разных фондов могут сильно отличаться.
Однако Эльвира Гарифулина, программный директор фондов «Свет» и «Абсолют Помощь», уверена, что возможность прогнозирования и адекватной оценки всех эффектов творческого проекта важна и для доноров, и для авторов творческих проектов.
Активное участие в дискуссии приняли также Екатерина Светличная, генеральный директор Центральной универсальной научной библиотеки имени Некрасова, поделившаяся опытом работы с государственными структурами, Николай Троцкий, заместитель директора БФ «Искусство, наука и спорт», отметивший важность и сложность проблемы с точки зрения донора и Ксения Полетаева, руководитель социокультурных проектов БФ «ОМК-Участие», подчеркнувшая важность аналитического подхода в работе фондов.
Итог оживленной дискуссии подвела Эльвира Алейниченко, куратор программы «Музеи Русского Севера», директор Центра управления социальных инноваций GrantRafting.
«Нужно чаще встречаться и для этого должны быть постоянные площадки, — подчеркнула Эльвира Алейниченко. — Чем больше будет возможностей для объединения усилий в этом направлении и выработки общих подходов, тем лучше мы будем понимать, что усиливает эффекты работы, какая инфраструктура поддержки нужна и на что мы должны обращать внимание в первую очередь».
Хотя участники сессии не пришли к единому мнению, все согласились с важностью поднятых вопросов и договорились продолжить обсуждение, в том числе — в рамках проекта ЯККИ.