Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин рассказал о главных интригах выборов в Государственную Думу 2021 года: какая партия станет второй парламентской силой и какие из новых партий смогут прорваться в Думу.
Последние 18 лет второй партией в парламенте и в стране в целом оставалась КПРФ. Наилучший результат коммунисты показали на выборах в Госдуму в 2011 году (92 мандата, или 20% от общего числа). Рейтинг КПРФ продолжает снижаться на протяжении последних 10 лет (с 16% до 12%), что, по мнению Константина Костина, во многом связано с партиями-спойлерами. Однако это далеко не единственная причина. Костин считает, что «коммунисты разучились адекватно реагировать на актуальную повестку»: сейчас, во время третьей волны коронавируса, во время, «благодатное для оппозиции», КПРФ не может нащупать свою нишу и начать конструктивный диалог с избирателями. К тому же, считает Костин, «попытки заигрывать с электоратом, негативно настроенным к вакцинации, со стороны выглядят маргинальными». Все это связано с «моральной устарелостью партии и возрастом ее бессменного лидера Геннадия Зюганова, ему 77».
Каковы варианты развития событий? Костин не исключает, что на второе место в Госдуме может претендовать и ЛДПР, поскольку рейтинг партии Владимира Жириновского не меняется уже 10 лет и остается на уровне около 10%. При этом у ЛДПР, как и у КПРФ, не появилось новых лидеров и лидер партии уже не молод (Жириновскому 75 лет).
Сможет ли «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» показать на предстоящих выборах достойный результат? Пока, считает глава ФоРГО, «ресурсное состояние «Справедливой России» настолько слабое, что партия Сергея Миронова в 2021 году рисковала не преодолеть даже пятипроцентный барьер и вообще лишиться представительства в Думе».
Сам факт объединения партий оказал краткосрочное оживляющее действие на рейтинг нового союза: с 6,6% (сентябрь 2020 года) рейтинг СР одномоментно вырос до 11% (февраль 2021 года), однако затем снова откатился назад — до 7,8% (июль 2021 года). И если в отдельных округах и во главе некоторых списков партии появились достаточно сильные кандидаты, то в целом избирательная кампания «пока выглядит невнятной». Нет определенности и с лидерством в партии: с одной стороны, умеренный Миронов, с другой стороны, Захар Прилепин, поднимающий тему Донбасса. Еще один сопредседатель — Геннадий Семигин – пока ведет себя сдержанно.
Поэтому этот политический союз вряд ли сможет предъявить себя в качестве сомасштабной альтернативы КПРФ на левом фланге, убежден Костин.
Руководитель ФоРГО считает, что неплохие шансы на попадание в Думу есть у «Новых людей»: «Сумеет ли партия добраться до дня голосования в нынешнем активном ресурсном состоянии, преодолеть барьер хотя бы в 3% голосов (чтобы получить государственное финансирование) и/или провести в парламент нескольких одномандатников — еще одна интрига предстоящих выборов».
С одной стороны, «Новые люди» «олицетворяют обновление в политическом пространстве». «Новые люди» активно работают в регионах. По мнению Костина, «креативное мышление, разработка уникальной и привлекательной программы, наличие идейных ярких кандидатов» – все это «драйверами» популяризации партии.
Еще одна интрига связана с партией «Яблоко», которая почти 30 лет придерживалась либерально-демократических ценностей. Константин Костин считает, что сегодня, когда она осталась фактически единственной зарегистрированной партией такого толка, у нее появился теоретический шанс привлечь на свою сторону электорат, испытывающий недовольство в связи с ужесточением избирательного законодательства и арестами популярных в узких кругах оппозиционеров.
Однако сегодня в результате смены поколений внутри партии нет идеологического единства. Задача «Яблока» на оставшиеся месяцы до выборов — преодолеть этот конфликт, продемонстрировать монолитность.