В программу капремонта в Орлове попал дом 1876 года постройки, который местные власти еще 10 лет назад признали непригодным для жизни и опасным для окружающих.
Этим летом у двухэтажного деревянного дома на улице Кирова, 83 начали капитально ремонтировать фасад. По данным портала «Реформа ЖКХ», стоимость работ – более 570 тысяч рублей. При этом в доме уже давно сгнили нижние и подоконные бревна, перекосились внутренние перегородки, прогнулись балки потолочного перекрытия, потрескались стены, частично прогнили полы, протекает крыша. В одной из квартир на втором этаже падает потолок, там образовалась дыра, через которую с крыши на кухню попадает вода и грязь. На первом этаже здания уже давно никто не живет, поскольку он фактически ушел под землю и его затапливает. Сейчас в доме остался лишь один жилец, которому просто некуда оттуда уехать.
Это далеко не единственный подобный дом в Орлове, попавший в программу капремонта. Ранее ОНФ уже обращал внимание регионального Фонда капремонта на бессмысленность приведения в порядок фасадов деревянных домов на улице Кирова, 101, Орловской, 66, 68, 106, 83, и Степана Халтурина, 24. Там ответили, что в программу попадают все дома, не признанные аварийными и подлежащими сносу. А все здания, попавшие в программу, фонд обязан отремонтировать, независимо от их технического состояния и года постройки.
«На тот момент мы не видели перспектив привлечения местных чиновников к ответственности. У нас не было данных о том, что когда-либо проводились обследования этих домов. При этом работа правоохранительных органов в подобных случаях упирается в доказательство наличия умысла чиновников и коррупционной составляющей, что крайне непросто. С подобной ситуацией мы столкнулись в Омутнинском районе, где после нашего сигнала было возбуждено уголовное дело», - рассказал член регионального штаба ОНФ Дмитрий Сергеев.
Однако на днях в ОНФ обратилась собственница квартиры в доме на улице Кирова, 83, у которой сохранились документы о проверке дома в 2010 году межведомственной комиссией. В заключении указано, что физический износ здания уже тогда составлял 100%, а его восстановление было экономически нецелесообразно. Более того, сохранять конструкции опасно для окружающих. После заключения межведомственной комиссии местные власти должны были заказать соответствующее обследование у специализированной организации, после чего признать дом аварийным официально. В этом случае он мог бы попасть в федеральную программу расселения из аварийного жилья, признанного таковым до 2012 года, а люди могли бы уже получить новое благоустроенное жилье.
«Очевидно, что местные власти проявили как минимум халатность. Результат – люди живут в опасных условиях, а их деньги, собранные по программе капремонта, расходуются впустую. Мы передали имеющиеся документы в областную прокуратуру, которая ранее после сигнала ОНФ и обращений местных жителей уже проводила проверку. Сейчас по предписанию прокуратуры работы по капремонту в этих домах приостановлены. По нашей информации, возбуждено уголовное дело», - отметил Сергеев.
Напомним, аналогичную ситуацию в 2019 году активисты ОНФ выявили в Омутнинске. Там по программе капремонта за 6 млн рублей отремонтировали фасады пяти домов, которые межведомственная комиссия еще в 2016 году признала аварийными и подлежащими сносу. Проверки по этому факту проводили разные ведомства, в том числе прокуратура и следственный комитет. Были выявлены нарушения как в деятельности муниципалитета, так и в работе регионального фонда капремонта. По итогам также было возбуждено уголовное дело.
Омутнинск Кировской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.