Усилия Банка России и Министерства финансов по повышению финансовой грамотности населения недостаточно эффективны, поскольку уровень таких знаний среди малообеспеченных граждан по-прежнему находится на критически низком уровне, отметил эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Антон Канунников. По его словам, выделяемые на повышение финансовой грамотности сотни миллионов рублей не приносят необходимых результатов, а для достижения реального эффекта надо использовать традиционные каналы информирования – ТВ, радио, соцсети и наружную рекламу.
Канунников критически оценил и семинары по повышению финансовой грамотности, которые проводят сотрудники банков, страховых компаний и инвестиционные брокеры: «Для них эти уроки носят вполне прикладной характер – привлечение новых клиентов в свои организации. Такая скрытая форма рекламы. Вместо того чтобы разъяснять людям их права, им рассказывают о новых финансовых инструментах. Все это приводит к обратному эффекту. При снижении реально располагаемых доходов для сохранения уровня потребления малообеспеченные граждане берут новые кредиты, по уши загоняя себя в кредитную кабалу».
Эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» привел примеры, иллюстрирующие низкую финансовую грамотность населения. Так, граждане из-за незнания практически не пользуются правом «периода охлаждения» при страховании, то есть возможностью в течение двух недель отказаться от страховки. Банки часто навязывают при выдаче кредита страховку – в среднем их комиссия в сегменте страхования от несчастных случаев и болезней составляет 91,6%, и только по итогам первого квартала 2019 г. они заработали на этой схеме 45,3 млрд руб.
Заемщики, срок просрочки у которых превышает четыре месяца, не осведомлены о праве отказаться от общения с коллекторами. На практике этим правом пользуются менее 1% должников. У малообеспеченных граждан по-прежнему не пользуется популярностью институт банкротства. Количество граждан, признанными банкротами по состоянию на 1 апреля 2019 г., составило 107,6 тыс. человек. Если соотнести этот показатель с количеством неплатежеспособных заемщиков (2,4 млн человек), то доля людей, заявивших о банкротстве, составила менее 5%.
«Законы, направленные на защиту интересов простых заемщиков, есть. Их использование на практике приносит результат. Но осведомленность о них крайне низкая. Необходимо пересмотреть политику финансового просвещения граждан», – подчеркнул Канунников.