Для того, чтобы пресечь незаконный оборот контрафактных противоопухолевых лекарств в законодательство нужно внести ряд изменений, а также распространить успешный опыт Свердловской области по борьбе с лекарственным фальсификатом по субъектам РФ. С таким предложением выступили профильные эксперты в ходе круглого стола, который состоялся на площадке ОНФ под руководством сопредседателя Центрального штаба ОНФ, доктора Леонида Рошаля. По итогам совещания эксперты Народного фронта разработают проект решения, который направят на рассмотрение в Правительство РФ.
В работе круглого стола приняли участие активисты и эксперты ОНФ в сфере здравоохранения, представители Минздрава РФ, Росздравнадзора, Генеральной прокуратуры, прокуратуры Свердловской области, руководители крупных медицинских центров, юристы, а также представители производителей лекарственных средств.
Тема борьбы с фальсификацией онкопрепаратов была поднята на одном из рабочих совещаний тематической площадки «Здравоохранение» членом Центрального штаба ОНФ, руководителем регионального исполкома ОНФ в Свердловской области Жанной Рябцевой.
«Мы часто слышим о том, что жулики наживаются на тяжелобольных людях, похищая и перепродавая жизненно важные лекарства. Если поток «серых» медикаментов не пресечь, то больные раком окажутся перед лицом смертельной опасности. Свердловская область достигла в решении этой проблемы определенных успехов, которые следует ретранслировать на все субъекты РФ», - отметил Леонид Рошаль.
Как рассказал начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области Андрей Курьяков, дорогостоящие лекарства с истекающим сроком годности списывались из медорганизаций и по цепочке сделок попадали в компанию, которая, изменив даты производства и хранения препаратов, продавала их по заниженной в два раза цене в различные клиники. При этом условия хранения лекарств зачастую не соблюдались, что негативно отражалось на их лечебных свойствах.
«Фальсифицированные и некачественные лекарственные препараты несут прямую угрозу не только здоровью и жизни пациентов, но и населению страны в целом, поскольку влияют на рост смертности. Кроме того, оборот таких лекарств приносит убытки государству – бюджетные деньги расходуются в большем объеме, поскольку медучреждение вынуждено закупать лекарства повторно, что приводит к финансовым убыткам добросовестных производителей, а также медицинских и фармацевтических организаций, которые тратят дополнительные деньги на закупку качественных медикаментов», - отметил главный врач Свердловского областного онкологического диспансера Владимир Елишев.
Чтобы пресечь незаконный оборот контрафактных онкопрепаратов прокуратура Свердловской области разработала программу по борьбе с «серым» рынком лекарств, в рамках которой был принят ряд действенных мер, в том числе внесение изменений в действующие правовые акты, регулирующие сферу закупок, рассказала замначальника управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Елена Григорьева. Среди таких мер - требование о предоставлении информации о лекарствах (серия и номер упаковок, данные человека, который поставит этот препарат в медучреждение, и др.), привлечение руководства недобросовестных компаний к ответственности, предоставление гарантии производителя.
Участники совещания отметили типичность криминальной схемы для всей страны и предложили распространить успешную практику предотвращения продажи контрафактных препаратов во всех регионах.
Вместе с тем эксперт ОНФ, гендиректор Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) радиологии Минздрава России, президент общества онкологов России Андрей Каприн обратил внимание на отсутствие в России отлаженной контрольно-информационной системы.
«Очень важно отслеживать весь путь медикаментов - от пересечения границы до поступления в клиники. Кроме того, необходимы субсидии для покупки специальной аппаратуры, с помощью которой главные врачи онкодиспансеров смогут на месте выборочно проверять качество препарата», - сказал Каприн.
Эксперты ОНФ также предложили внести изменения в законодательные акты, регулирующие оборот лекарственных средств, а именно - ввести в статью Уголовного кодекса РФ «Обращение фальсифицированных лекарств» понятия «контрафактное лекарственное средство», наделить Росздравнадзор правом на приостановление действия лицензии на оборот медикаментов и правом на отказ в выдаче лицензий компаниям, руководители которых ранее участвовали в обороте контрафактных лекарств. По мнению экспертов, также нужно предусмотреть условие о гарантии производителя в типовом контракте, утверждаемом ведомственным нормативно-правовым актом.
В свою очередь заместитель руководителя Росздравнадзора Дмитрий Пархоменко напомнил, что понятия «контрафактное лекарственное средство» уже существует в федеральном законодательстве и предложил лишь расширить это определение.
«Мы предлагаем внести изменения в ФЗ № 61, которые бы расширили определение «фальсифицированные лекарственные средства», а именно - лекарственные средства, которые сопровождаются ложной информацией о его составе, производителях или поставках, включая записи в документы, затрагивающие использованные каналы дистрибуции. Таким образом, эта продукция сразу попадает в статус классифицированной, а за ее распространение предусмотрена ответственность в уголовном и административном законодательстве».