В кировское отделение Общероссийского народного фронта поступают жалобы на навязывание ненужной услуги в одном из крупнейших российских банков. Желающим открыть банковский вклад людям настойчиво предлагают взамен инвестиционное страхование жизни, которое не только не является аналогом депозита, но и не гарантирует получение дохода.
Несколько недель назад 70-летняя пенсионерка обратилась в банк, чтобы открыть вклад и внести на него свои сбережения. В банке ее вежливо проводили из общего операционного зала в отдельную комнату, где предложили «более выгодный продукт». «Консультант уверяла, что по обычным вкладам проценты слишком низкие, а этот «продукт» более доходный. Кроме того, он дает право на налоговый вычет. И последнее, что меня убедило, – в случае моей смерти наследники смогут забрать деньги через пару недель, тогда как в случае со вкладом вступить в права наследования они смогут только через полгода», – рассказала пенсионерка.
Вложив 120 тыс. руб. на пять лет, женщина подписала огромную кипу бумаг в полной уверенности, что оформила стандартный банковский вклад на более выгодных условиях. И лишь дома, когда вместе с дочерью она внимательно изучила все документы, выяснилось реальное положение дел. Оказалось, что пенсионерка заключила договор инвестиционного страхования жизни, причем не с банком, а с дочерней страховой компанией. Вложенные деньги страховая компания будет инвестировать, и через пять лет женщина получит их обратно. А высокий дополнительный инвестиционный доход, о котором убедительно рассказывала консультант, возможен, но вовсе не гарантирован и может быть равен нулю. Если же женщина решит забрать свои средства досрочно, то рискует потерять до 30% вложенной суммы. Причем в случае смерти от несчастного случая дополнительный доход сразу аннулируется. А в целом ряде ситуаций она может и вовсе не получить ни копейки, например, если умрет от отравления алкоголем или от психического заболевания. Что касается обещанного налогового вычета, застрахованный действительно может его получить, но касается это только работающих. Неработающий пенсионер этой возможности лишен. Поняв, что такие условия ей не подходят, пенсионерка обратилась за помощью к экспертам проекта ОНФ «За права заемщиков».
«Предлагая инвестиционное страхование жизни, банки не нарушают закон. Но при этом человек должен четко понимать, что это вовсе не аналог депозита и что ради получения более высокой прибыли он идет на риск. Эти средства, в отличие от банковских вкладов, государство не страхует. Доход действительно может быть высоким, но его может и не быть вообще. Нередко сотрудники банков не доносят до людей эту информацию, но доказать факт введения в заблуждение практически невозможно, поскольку люди добровольно подписывают бумаги. К счастью, есть так называемый «период охлаждения» сроком в 14 дней, в течение которого человек может отказаться от договора страхования и вернуть свои деньги. Для этого нужно составить заявление, обязательно направив его заказным письмом в главный офис страховой компании, а не просто отдать в банк, ведь там оно может «затеряться» и не дойти до адресата вовремя», – рассказал эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» в Кировской области Михаил Никитин.
Активисты Народного фронта помогли пенсионерке составить и направить по почте соответствующее заявление, после чего ей вернули всю сумму. Общественники напоминают о том, что нужно внимательно читать перед подписанием любые документы.