Почти два года активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Кировской области добиваются привлечения к ответственности виновных в некачественной реконструкции очистных сооружений в Сосновке Вятскополянского района. Но даже подтверждающие вину подрядчика документы в рамках проверки Федерального казначейства, независимой и судебной экспертизы так и не помогли добиться устранения нарушений. Заказчик работ – администрация Сосновского городского поселения – за все время не предприняла никаких мер для взыскания ущерба с виновных.
Реконструкция этих очистных сооружений проходила в рамках федеральной программы «Чистая вода» и обошлась федеральному бюджету в 95 млн руб. С 2014 г. арендатор очистных сооружений безуспешно пытался доказать, что реконструкция была проведена некачественно, и именно из-за этого, а не из-за некомпетентности сотрудников водоканала в местную реку Пыжманку сбрасываются плохо очищенные стоки. В 2016 г. к этой работе подключились активисты Народного фронта, которым удалось добиться проведения федеральным казначейством проверки эффективности расходования бюджетных средств на реконструкцию. Были выявлены неэффективное расходование бюджетных средств на общую сумму почти в 50 млн руб., а также многочисленные нарушения технических условий при проведении строительных работ. Установлено, что подрядчик допустил существенные отклонения от прошедшего госэкспертизу проекта: изменил габариты установки по очистке сточной воды, вместо трех зон биологической очистки построил только две, внес и другие значительные изменения. Еще до принятия объекта в эксплуатацию было понятно, что очистка до нормативных значений не происходит, это показали пробы Роспотребнадзора. Но это не помешало представителю администрации подписать акт сдачи-приемки объекта.
Благодаря результатам проверки Федерального казначейства была назначена судебная экспертиза, которая доказала наличие причинно-следственной связи между отклонением от первоначального проекта реконструкции и некачественной очисткой сточных вод. Благодаря этой экспертизе вина подрядчика и заказчика работ теперь может быть доказана в суде.
«Казалось бы, и арендатор очистных сооружений, и ОНФ сделали всю самую трудоемкую работу. И вот, когда на руках имеются все доказательства и нужно только обратиться в суд за взысканием ущерба, чиновники предпочитают выписывать водоканалу штрафы за загрязнение окружающей среды и требовать очистки стоков за счет закупки реагента, который удалось подобрать для достижения нормативных показателей. Возникает вопрос, зачем нужно было тратить миллионы на реконструкцию, если очистка в итоге проводится реагентами?», – заявил сопредседатель регионального штаба ОНФ Дмитрий Сергеев.
Тем временем подрядчик начал процедуру ликвидации. Уже скоро взыскать с него ущерб будет невозможно.
«Мы не оставим эту ситуацию без внимания, так как эта вопиющая ситуация противоречит «майскому указу» президента России, лидера ОНФ Владимира Путина. В экологической части указа подразумевается в том числе модернизация городских систем водоснабжения. Нужно понимать, что крайними в этой ситуации окажутся жители Сосновки. Если приводить очистные сооружения в рабочее состояние все же придется арендатору, то тот заложит это в инвестиционную программу, которая станет основанием для повышения тарифа на водоотведение для населения. Мы призываем чиновников в кратчайшие сроки заявить свои требования в отношении подрядчика, а Следственный комитет – провести проверку в отношении его действий», – отметил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.
Отметим, что региональное отделение ОНФ направило повторное обращение в Следственный комитет. Ранее доследственная проверка по факту халатности сотрудников местной администрации была прекращена.
Вятские Поляны Кировской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.