Эксперты проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» разработали памятку для граждан о том, как зимой должны выглядеть дороги и тротуары после уборки, в какой срок коммунальные службы должны очищать проезжую часть от снега, какие виды противогололедных материалов можно использовать на улицах, а также куда можно обратиться, если дорогу или тротуары не убирают.
Согласно ГОСТу, проезжую часть дорог и улиц должны очищать от снега и льда в сроки от 3 до 6 часов. При этом во время снегопада или метели и до окончания уборки на проезжей части может находиться рыхлый или талый снег толщиной от 1 до 5 см в зависимости от категории дороги. Обочины дорог должны быть очищены от снега по всей ширине. Привести в порядок обочины коммунальные службы должны в течение 24 часов с момента окончания снегопада.
После этого снегоуборочные работы надо провести на остановочных пунктах общественного транспорта и площадках для стоянки транспорта. Убирать тротуары и пешеходные дорожки после окончания снегопада или метели службы обязаны в сроки от 1 до 3 часов. Нормы запрещают создавать снежные валы на обочинах дорог, на разделительной полосе шириной менее 5 м, на тротуарах, ближе 10 м от пешеходного перехода, ближе 20 м от остановок общественного транспорта. Причем очищать от снега нужно еще и дорожные знаки, сигнальные столбики, которые должны быть видны днем на расстоянии не менее 100 м.
После уборки снега дороги необходимо обработать – посыпать их противогололедными материалами (ПГМ). ГОСТ разрешает применять химические и комбинированные ПГМ: твердые сыпучие материалы на основе соли, жидкие растворы химических реагентов или природные рассолы, мелкий щебень, песок и песко-соляную смесь.
Эксперты ОНФ подчеркнули, что выбор средства зависит от погоды. Так, согласно руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах применять чистую соль допустимо только при температурах от -2 до -16°C. По нормативам образовавшуюся смесь после обработки противогололедными материалами необходимо убрать с дорог в течение двух-трех часов, иначе на улицах остаются грязь и лужи. При более сильных морозах использовать соль уже неэффективно – снижается время плавления химических реагентов, и дорога успевает покрыться льдом.
Безусловно, регионы вправе сами выбирать способы содержания дорог в зимний период исходя из собственных природно-климатических условий.