Заседание тематической площадки «Экология» регионального отделения Общероссийского народного фронта было посвящено ситуации с вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО).
С 1 января 2019 года в Вологодской области начнут свою работу два региональных оператора по обращению с ТКО, ответственность между которыми разделена по территориальному принципу: запад и восток области.
Тарифы, по которым население будет оплачивать данную услугу, пока не определены. Они должны быть приняты только в начале декабря, однако уже сейчас известно, что плата населения за вывоз мусора существенно увеличится.
«Нашим экспертам на заседании были показаны расчеты, согласно которым стоимость непосредственно вывоза и захоронения мусора останется на прежнем уровне, однако тариф включает в себя расходы и на ту деятельность регионального оператора, которой раньше не было. В связи с изменениями в законодательстве регоператоры должны наладить также сортировку мусора, построить до 2022 года несколько сортировочных станций в разных районах области. Кроме того, на рост тарифа влияет введение НДС, а также появление длинного «плеча» в перевозках мусора. С нового года закрываются все «серые полигоны», которые сегодня работают в районах. В каждом районе области остается только один мусорный лицензированный полигон, поэтому транспортные расходы увеличиваются», - рассказал эксперт регионального штаба Юрий Базанов.
При этом совсем без собственных полигонов остаются Великоустюгский, Кич-Городецкий, Бабушкинский, Тотемский, Никольский и Белозерский районы. Мусор из них придется возить «к соседям», что увеличивает стоимость вывоза еще больше.
По словам представителей регионального оператора, самая сложная ситуация в Вологде, где «мусорная война» между перевозчиками привела к существенному снижению тарифа. Недобросовестные перевозчики возили мусор на несанкционированные свалки, при этом уменьшая плату для жителей города ниже экономически обоснованного уровня. Как результат, сегодня изменение размера платежа окажется болезненнее, чем для жителей районов.
«Мы более года обсуждаем тему перехода на новую систему обращения с отходами, плюсы и минусы территориальной схемы. Мы много раз призывали власти обратить внимание на контейнерные площадки. Ответственность регионального оператора наступает с момента погрузки мусора в машину», до этого времени за мусор «отвечают» ТСЖ и управляющие компании (УК), а в конечном счете, собственники жилья. Сегодня сложилась ситуация, когда уходящие с рынка перевозчики забирают свои мусорные контейнеры, предлагая УК выкупить их. Речь идет о дополнительных десятках тысяч рублей, которые коммунальная сфера не удосужилась заложить в свои расходы заранее», - сказал Базанов.
Как заверили экспертов ОНФ представители Департамента топлива и энергетики, в 2019 году власти региона планируют выделить субсидии муниципалитетам для покупки контейнеров и оборудования контейнерных площадок. Однако произойдет это не ранее лета, в то время, как уже зимой у жителей может не оказаться контейнеров во дворах.
Эксперты ОНФ также озвучили новые риски, которые возникнут при введении новой программы и в очередной раз предложили органам власти начать решать их заранее, а не в «пожарном порядке».