Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Кемеровской области предлагают урегулировать механизм передачи прав на недвижимое имущество в отношении объектов недвижимости, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Эксперты ОНФ на основании анализа обращений обратили внимание на то, что граждане, приобретая жилье в аварийном доме, сталкиваются с тем, что им отказывают в переселении. Либо наоборот, зная, что дом аварийный, некоторые граждане скупают несколько квартир, требуя затем большей компенсации от муниципалитета.
Как отмечают общественники, признание жилья аварийным не является основанием для отказа в государственной регистрации сделок с недвижимостью. На сегодняшний день сделка купли-продажи квартиры в таком доме может быть совершена на законных основаниях. Продажа возможна до того момента, как собственник подписал с органом местного самоуправления соглашение об изъятии недвижимости в многоквартирном доме, признанном аварийным, в том числе о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, или до вынесения решения суда о принудительном изъятии квартиры по иску муниципальных органов.
«Отсутствие механизма регулирования таких сделок создает почву для мошенничества, – считает председатель региональной ревизионной комиссии ОНФ в Кемеровской области Андрей Алехин. – После того, как соответствующая комиссия признает дом аварийным и подлежащим сносу, администрация муниципалитета передает информацию в соответствующие органы. Люди, которые получают эту информацию, понимая, что дом сносят на условиях предоставления взамен жилого помещения или выплаты компенсации, могут воспользоваться ею в корыстных целях. Часто в старых домах живут и люди, ведущие асоциальный образ жизни, а они могут стать легкой добычей для мошенников. С подобным случаем мы столкнулись в Новокузнецке, где в доме, признанном аварийным, жители дома начали за бесценок скупать соседние комнаты, а затем требовать от муниципалитета предоставления им за каждую комнату отдельных жилых помещений. Или другой пример – когда жительнице Ленинска-Кузнецкого отказывают в переселении по программе ГУРШ, поскольку она, по незнанию, приобрела жилье после признания дома аварийным и оказалась заложницей ситуации».
Обращения в органы юстиции с просьбой обратить внимание на проблему, по словам представителей ОНФ, результата не принесли, поскольку законодательно не предусмотрено основание запрещать такие сделки.
«То, что данный вопрос на сегодняшний день не урегулирован, в каждом отдельном случае осложняет людям жизнь и сводит к нулю смысл программы по переселению из аварийного жилья добросовестных и нуждающихся граждан. Запрет на совершение сделок с недвижимостью, расположенной в аварийных домах, это не полномочия регионов, но каким-то образом регулировать процесс передачи прав на недвижимость в таких домах, мы считаем, необходимо. Существующую проблему, на наш взгляд, может решить создание системы регулирования и учета регистрационных действий, связанных с этими домами», – подчеркнул Алехин.