Эксперты Общероссийского народного фронта в Кировской области проанализировали проект территориальной схемы обращения с отходами, размещенный на сайте регионального министерства охраны окружающей среды. По мнению общественников, документ нуждается в серьезной доработке.
Одна из основных претензий активистов ОНФ – использование устаревших данных во многих разделах терсхемы. Общественники опасаются, что недостоверные сведения приведут к проблемам при реализации новой схемы обращения с отходами на практике.
Так, при анализе источников образования отходов используются устаревшие данные 2016 г. Отсутствуют сведения о торговых палатках, лотках, павильонах, супермаркетах и универсамах во многих районах области, хотя по факту они существуют и образуют немалое количество отходов. Приведенный в схеме морфологический состав ТКО тоже не является достоверным, поскольку использованы данные исследований 2013 г. За эти годы изменились требования к упаковке, снизилось количество находящейся в обороте стеклянной тары, ее стала вытеснять пластиковая, а это значит, что реальный состав отходов будет сильно отличаться от запланированного терсхемой.
При описании природно-климатических условий региона специалисты не проанализировали, как погодные факторы будут влиять на транспортировку отходов. Например, в Малмыжском и Верхнекамском районах есть заречные территории, где в течение длительного периода переправы бывают недоступны. Там необходимо оборудовать пункты временного накопления отходов.
Вопросы у общественников вызвала и планируемая логистика. К примеру, отходы из Юрьянского района предполагается вывозить в Слободской район, расстояние до которого составляет более 80 км, из Опаринского – в Подосиновский в условиях отсутствия дороги большую часть года. А из Подосиновского района в 2019-2021 гг. предполагается вывозить по 2,5 тыс. т отходов на полигон Осинцы в Слободском районе, расстояние до которого составляет более 300 км. Причем многие участки дороги большую часть года труднопроходимы.
Планы чиновников по охвату населенных пунктов системами сбора и удаления коммунальных отходов и вовсе противоречат федеральному законодательству и условиям соглашения Кировской области с региональным оператором.
«Достигнуть 100% охвата всего населения сбором и вывозом ТКО планируется только к 2022-2023 гг., хотя по закону этот показатель должен быть обеспечен с 1 января 2019 г. Региональный оператор обязан заключить договоры оферты и организовать вывоз ТКО у всех образователей, находящихся в зоне его действия. В терсхеме же даже на 2020 г. установлен план охвата населенных пунктов системами сбора и удаления коммунальных отходов только на уровне 50%. Считаем, что тем самым чиновники дают регоператору слишком большое время на раскачку и законную лазейку для того, чтобы не выполнять свои прямые обязанности», – считает координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» в Кировской области Роман Титов.
Все замечания, выявленные в ходе проведенного анализа, активисты ОНФ направили в региональное министерство охраны окружающей среды.