Эксперты Общероссийского народного фронта в Ханты-Мансийском округе совместно с родительской общественностью, депутатами, представителями департамента образования и городских учреждений допобразования обсудили итоги реализации пилотного внедрения сертификатов на дополнительное образование детей в Сургуте.
Напомним, Сургут второй год участвует в пилоте, сегодня в городе выдано более 8 тысяч сертификатов на более чем 65 тысяч детей от 5 до 18 лет.
Поводом для встречи послужил ажиотажный спрос 2 апреля, когда начался прием заявок на высвободившиеся 70 сертификатов, и родители, чтобы получить заветный документ, занимали очередь за полночь. В итоге, очередь за сертификатами в один день выросла до 2000 человек.
По словам заместителя директора городского департамента образования Ольги Ивановой, такой спрос стал полной неожиданностью, поскольку еще в сентябре прошлого года на сертифицированные программы не было такого количества претендентов.
«Получилось, что надежды населения превзошли наши возможности. Однако причина противоречий в том, что родители не понимают принципов действия данного сертификата, полагая, что могут пойти с документом в любое учреждение, предоставляющее услуги допобразования. Это не так: сегодня их на рынке немного – 5 бюджетных и 11 негосударственных. Более того, даже имея сертификат, у родителей есть возможность направить ребенка в бесплатные кружки и без него», – прокомментировала Иванова.
Собственно, именно ситуация, когда в одном учреждении допобразования дети могут получать услуги и по сертификату, и бесплатно, вызывает у родителей вопросы: каким образом распределяются места для детей, как получить бесплатное место, не активируя сертификат.
«Мы поняли, если бы бесплатные услуги остались бесплатными, а сертификаты позволили родителям оплачивать платные занятия: школы иностранных языков, центры ментального развития, - отметила Юлия Лаптева, председатель родительской общественности. – Но сегодня выясняется, что услуги, которые на протяжении многих лет были в городе бесплатными, стали недоступными, если ребенку вдруг не хватило сертификата. Например, занятия в бассейне «Дельфин» проводятся только по сертификатам».
Отсутствие прозрачной системы распределения сертификатов (нет электронного сервиса, который показывает, как движется очередь); недоступность информации: какому ребенку сколько денег досталось – один может получать три услуги (одну по сертификату, две бесплатные, согласно госзадания, а другой – ни одной) и приводит к непониманию сути пилотного проекта.
«Внедрение персонифицированного финансирования в дополнительном образовании – это, прежде всего, система с четко, понятно и прозрачно расписанными правилами, - утверждает сопредседатель регионального штаба ОНФ в Югре Лариса Белоцерковцева. – И эта система пока, как выясняется, не выстроена. Потому родители до конца не понимают: что дает сертификат, считая его обязательным и исключительным условием для получения их детьми услуг допобразования. Речь идет о недостаточной информированности родительской общественности, на всех уровнях: СМИ, учебные учреждения, правительственные сайты, сайты департаментов образования. И здесь особая роль у окружного департамента образования – необходимо на стадии пилота разработать такие правила реализации проекта, когда ни у родителей, ни у тех, кто предоставляет услуги, к примеру НКО, не останется вопросов», - подчеркнула Белоцерковцева.