Одной из главных социальных проблем современной России является социальная адаптация граждан с особенностями развития, в частности – с ментальной инвалидностью и аутизмом. День информирования о проблеме аутизма широко отмечается в Екатеринбурге третий год. Хорошей традицией стала встреча всех заинтересованных в решении проблемы сторон, проходящая по инициативе Ассоциации «Особые люди» в Ельцин центре.
Здесь представители НКО, педагоги, медики, специалисты профильных министерств и ведомств могу задать друг другу вопросы и договориться о совместных действиях по повышению качества жизни людей с аутизмом в Екатеринбурге и Свердловской области. Куда обратиться за ранней диагностикой аутизма? В каком медучреждении лучше наблюдаться? Какую школу выбрать - коррекционную или инклюзивную? Где взятьтьютора? Каким видом спорта лучше заниматься, в какой кружок ходить? Есть ли в России на данный момент адекватная альтернатива ПНИ? Как трудоустраивать людей аутизмом? Какая поддержка потребуется им в самостоятельной жизни? Что изменилось в Свердловской области за год? Какая помощь людям с РАС уже оказывается, а какую - еще нужно организовать? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече, прошедшей в формате панельной дискуссии на тему «Жизненный маршрут человека с аутизмом: До 18 и старше".
В дискуссии приняли участие: министр спорта Свердловской области Леонид Рапопорт; зам. министра социальной политики Евгений Шаповалов; зам. министра здравоохранения Елена Чадова; начальник Департамента образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева; начальник отдела государственного воспитания и коррекции министерства образования Светлана Блаженкова; врач-психиатр, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ СО СОКПБ, главный детский психиатр Екатеринбурга Анна Малахова; директор ГБОУ «Речевой центр» Елена Веснина; директор ГСКОУ СО «Специальная школа-интернат № 17» Марк Ицкович, Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков. В зале присутствовали представители профильных НКО, руководители коррекционных и общеобразовательных школ, педагоги, тьюторы и, самое главное – родители детей с РАС. Отметим, что это единственное мероприятие, где представители родительского сообщества могут задать любой интересующий их вопрос непосредственно представителю контролирующего его ведомства.
По официальным данным в общеобразовательных школах Екатеринбурга обучаются всего 11 детей с аутизмом, в детских садах таких ребят сейчас 95. За последние два года в области установлено 160 инвалидностей ребятам с РАС, что является самым высоким показателем за последнее время. Учреждения образования активно готовятся к их приему. Порядка 3 тысячи педагогов уже прошли специальное обучение работе с детьми с аутизмом. За год успел выйти на проектную мощность ресурсный центра на базе школы «Речевой центр». Создана базовая площадка в школе №17 для детей, приезжающих из области, чтобы проконсультироваться со специалистами и определить пути дальнейшей работы с ребенком. С 2018 года детские спортивные школы готовы набирать группы детей с РАС для занятий адаптивной физической культурой. Стремительно развивается институт тьюторства. Однако, как отметили участники дискуссии, впереди – еще очень много работы.
«Родители, пришедшие на мероприятие, услышали четкие и внятные ответы на свои вопросы. Нами были приглашены все спикеры для участия в панельной дискуссии, которые являются звеньями одной цепи. Это и руководители, директора школ, это и педагоги, и учителя, и, конечно же, родители. Важна их сплоченность и действительно много», - отмечает модератор и организатор дискуссии – президент Ассоциации «Особые люди» Татьяна Флеганова.
«Что касается родителей, то общий их вопрос заключался в маршрутизации – куда и как идти. В этом плане дискуссия дала им максимум информации, куда идти, что делать и к кому обращаться. Отдельного внимания заслуживает выступление замминистра по социальной политике, которое касалось отработки модели межведомственного взаимодействия в Новоуральске. Было бы хорошо распространить подобную модель на всю РФ», отмечает директор ГСКОУ СО «Специальная школа-интернат № 17» Марк Ицкович, вот уже несколько месяцев принимающий на своей площадке детей с аутизмом из городов области.
«Ситуация относительно проведения диагностики запоследние годы стала существенно понятнее. Если ребенок не говорит и не использует указательные жесты, то это уже повод для того для того, чтобы пройти скрининг на аутизм. Родитель может отправить ребенка на это обследование начиная с возраста в 12 месяцев. Также существуют базовые методики, которые может использовать педиатр, психолог, педагог и сам родитель», - заявила врач-психиатр, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ СО СОКПБ, главныйдетскийпсихиатр г. Екатеринбурга Анна Малахова.
Участники договорились вновь встретиться через год для обсуждениярезультатов работы.