Росавтодор издал распоряжение, в котором объясняет государственным и муниципальным заказчикам дорожных работ, какое нарушение состояния дороги является гарантийным случаем, а какое – нет и как определять критерии недопустимого состояния автодороги. Это даст заказчикам возможность прописывать в контрактах адекватные требования, что должно обеспечить неукоснительное исполнение гарантийных работ со стороны подрядчиков. По мнению экспертов ОНФ, рекомендации Росавтодора помогут властям предъявлять более жесткие требования к подрядчикам в рамках гарантийных обязательств.
Рекомендации Росавтодора – еще один шаг к исполнению поручения президента России, лидера ОНФ Владимира Путина о введении обязательных гарантийных сроков на выполнение дорожных работ. Однако главный документ – приказ Минтранса, который закрепит обязанность для заказчиков устанавливать конкретную продолжительность гарантийный сроков, до сих пор не издан, напоминают эксперты Народного фронта.
Распоряжение Росавтодора даст заказчикам возможность правильно описывать в контрактах гарантийные случаи, а также устанавливать адекватные гарантийные сроки, которые обеспечат нормативное состояние автодорог на достаточно длительное время, не разорят подрядчиков и не приведут к росту стоимости работ, считают эксперты Народного фронта. Благодаря этому документу власти на местах смогут более аргументированно вести претензионную работу с подрядчиками, что в итоге приведет к повышению качества дорожных работ.
Распоряжение содержит и рекомендации по продолжительности гарантийных сроков для различных элементов автомобильных дорог – земляного полотна, слоев дорожного покрытия, дорожных знаков, разметки и дорожных ограждений, а также методику определения их технического состояния и критерии, которым они должны соответствовать.
В рекомендациях Росавтодора перечислены также обстоятельства, которые освобождают подрядчика от гарантийных обязательств. Среди них – дорожно-транспортные происшествия, случаи вандализма, строительно-монтажные работы, которые проводили третьи лица. Благодаря усилиям экспертов ОНФ этот перечень не стал чрезмерно широким. В частности, из него были исключены аномальные погодные условия: в силу своей неопределенности этот фактор может стать причиной злоупотреблений со стороны подрядчиков.
«Рекомендации Росавтодора – это реальная методическая помощь местным властям, заказчикам дорожных работ. Но мы пока так и не дождались главного документа – приказа Минтранса России, который должен ввести обязанность по установлению гарантийного срока. Да, мы знаем, что проект приказа был подготовлен, но на него поступили замечания Минфина России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), и сейчас идут процедуры по согласованию его окончательного текста. Это в очередной раз отодвигает введение обязательных гарантийных сроков, которого Народный фронт добивается с 2014 г. И мы по-прежнему уверены, что только строго прописанная в контрактах продолжительность гарантийных сроков может заставить подрядчиков внимательно следить за качеством дорожных работ. Мы рассчитываем, что в течение месяца приказ Минтранса выйдет в свет, сейчас идет активный согласительный процесс в правительстве», – сказал координатор проекта ОНФ «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», депутат Госдумы Александр Васильев.
Сейчас в законодательстве нет обязанности повсеместно устанавливать гарантийный срок при проведении дорожных работ, на что почти четыре года назад по итогам масштабного автопробега ОНФ «Экспедиция «Россия-2014» обратил внимание Народный фронт. Тогда же Александр Васильев внес в Госдуму проект поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где предложил обязать заказчиков строительства любых автомобильных дорог общего пользования выставлять подрядчику требования к гарантии качества работ.
В январе 2016 г. во время Межрегионального форума ОНФ в Ставрополе активисты Народного фронта вновь обсудили эти вопросы с президентом РФ, лидером Общероссийского народного фронта Владимиром Путиным. В итоге он дал поручение правительству РФ подготовить предложения по обязательному определению в государственных и муниципальных контрактах гарантийных сроков на результаты выполненных работ в сфере дорожной деятельности.
Правительство РФ, чтобы обеспечить исполнение поручения, предложило применить в данной ситуации положения федерального закона ФЗ-44 о контрактной системе, позволяющие профильным министерствам устанавливать особенности отдельных видов закупок через утверждение типовых контрактов или типовых условий контрактов. Эксперты Народного фронта согласились с таким подходом, но при условии, что нормативно будет утверждено не только само типовое условие в виде обязанности по прописыванию заказчиками в контрактах продолжительности гарантийных сроков, но и сам порядок определения гарантийных случаев, порядок действий как заказчиков, так и подрядчиков при их наступлении.
С рекомендациями можно ознакомиться на официальном сайте Росавтодора.