На «Форуме Действий» Общероссийского народного фронта «Россия устремленная в будущее», который прошел ранее в Москве, эксперты проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» предложили упростить стандарты строительства однополосных дорог в деревнях и селах. Это позволит существенно удешевить стоимость их строительства и эксплуатации. По оценкам кировских экспертов ОНФ, эта инициатива крайне важна для региона.
Сейчас на сайте ОНФ «Карта убитых дорог» размещено 25 сельских дорог Кировской области, не имеющих твердого покрытия. Естественно, в реальности их гораздо больше. На просьбы активистов ОНФ о приведении таких дорог в нормативное состояние власти обычно отвечают, что на подготовку проектной документации, строительство или ремонт требуются огромные средства, которых в районных бюджетах просто нет. Максимум, что могут предложить чиновники, это грейдирование.
По мнению экспертов ОНФ, введение упрощенных нормативов строительства однополосных дорог в деревнях и поселках позволило бы справиться с бездорожьем в сельской местности. Примеры успешного применения подобных нормативов есть не только за рубежом, но и в некоторых регионах России. Так, в Республике Татарстан с 2011 г. действует стандарт проектирования однополосных сельских дорог шириной от 3,5 до 4,5 м, на которых в пределах видимости устанавливаются разъезды шириной 6 м.
Участники «Форума Действий» ОНФ напомнили, что соответствующий документ уже создан, но его уже несколько лет не утверждает Минстрой России. В результате на строительство сельских дорог приходится тратить неоправданно большие средства, в то время как большая часть дорог по-прежнему остается без ремонта. Например, строительство всего 4 км щебеночной дороги Порез – Пукшинерь в Малмыжском районе Кировской области обойдется бюджету в 89 млн руб.
«По мнению экспертов ОНФ, для деревень с населением в несколько десятков человек не обязательно строить асфальтовую дорогу шириной 10 м. Однополосной дороги с разъездами для автомобилей было бы вполне достаточно. Это позволит за те же деньги построить больше дорог и обеспечить транспортной доступностью большее число людей. Со своей стороны, мы бы предложили распространить эту инициативу и на некоторые городские дороги. Например, в Кирове существует серьезная проблема с транспортной доступностью участков, выделенных многодетным семьям. Только на карте «убитых» дорог размещено 11 кировских дорог, которые ведут к таким участкам и находятся в абсолютно убитом состоянии. Включить их в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги» невозможно. Мы надеемся, что после того как инициативу озвучили на «Форуме Действий» ОНФ, решение проблемы сдвинется с мертвой точки», – отметил координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Кировской области Константин Шарапов.