Активисты Общероссийского народного фронта в Карелии считают необходимым при утверждении региональной программы по обращению с отходами и выбора регионального оператора обеспечить их широкое общественное обсуждение с участием представителей экспертного сообщества и всех муниципальных районов республики. Такое предложение было выработано для органов власти региона на площадке региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса и проекта ОНФ «Генеральная уборка» на региональной конференции Народного фронта.
«В первом квартале 2018 г. в Карелии должна быть утверждена региональная программа по обращению с отходами, целью которой является создание единой рациональной системы обращения с отходами на территории республики. Но у экспертов ОНФ возникает немало вопросов к проекту программы, над созданием которой по договору с Минприроды республики работают специалисты Петрозаводского государственного университета. Если не исправить недочеты на стадии разработки и утверждения документа, ситуация со сбором твердых коммунальных отходов (ТКО) в Карелии не улучшится, при том, что тарифы на сбор и вывоз мусора для населения пойдут в рост», – считает член регионального штаба ОНФ, руководитель региональной группы общественного мониторинга Народного фронта по проблемам экологии и защиты леса Владимир Кванин.
Дискуссию на площадке вызвал вопрос выбора регионального оператора обращения с отходами. Эксперты ОНФ считают, что в Карелии с учетом ее административно-территориального устройства и плотности проживания населения должны работать четыре оператора: на севере, юге, Приладожье и в центре. В качестве одного из аргументов за это предложение они называют существующую систему расходов и себестоимости на оказание данных услуг. На севере затраты на сбор и вывоз мусора выше, на юге – ниже. Соответственно, и тарифы для населения разнятся. Если придет один оператор и будет введен один усредненный тариф, то жители южных районов Карелии будут дотировать земляков с севера, что, по мнению общественников, несправедливо.
Кроме того, при разработке региональной программы не учитывается, что в Карелии есть населенные пункты, где нет контейнеров для сбора ТКО и раздельного мусора. Например, в Костомукше отходы собирает машина, курсируя по городу по определенному графику.
Представители администрации Петрозаводска посетовали во время дискуссии на площадке ОНФ на отсутствие полномочий у органов местного самоуправления по контролю за образованием свалок. Муниципалитеты убирают несанкционированные объекты складирования мусора, которые часто вновь появляются на тех же местах. Если же с принятием программы региональному оператору вменят в обязанность убирать свалки, кто должен будет ему оплачивать эти услуги? Пока этот вопрос остается без ответа.
Ранее эксперты ОНФ, проанализировав утвержденную в Карелии территориальную схему по обращению с отходами, нашли в документе много недочетов. Так, по словам координатора проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрия Миронова, согласно территориальной схеме, во многих населенных пунктах республики (более 80%) отсутствует система сбора твердых коммунальных отходов. Следствием отсутствия такой системы является образование мест несанкционированного размещения отходов.
«Недоработки в региональных терсхеме и программе по обращению с отходами, конечно, могут привести к образованию свалок, с которыми мы пытаемся бороться в рамках проекта ОНФ «Генеральная уборка». Поэтому важно, чтобы власти республики прислушались к предложениям экспертов ОНФ и представителей муниципалитетов. И выбор оператора, и утверждение программы должны пройти широкое общественное обсуждение», – уверен Кванин.