Улично-дорожная сеть большинства районов Волгограда абсолютно не приспособлена для людей с ограниченными возможностями здоровья. К такому выводу пришли активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Волгоградской области, проведя совместное с инвалидами-колясочниками и незрячими людьми обследование доступности маршрутов городской среды и дорожно-транспортной инфраструктуры на пути к наиболее часто посещаемым объектам.
После мониторинга в Тракторозаводском, Краснооктябрьском, Центральном, Советском и Дзержинском районах областного центра выяснилась главная проблематика – город в целом не приспособлен для комфортного передвижения инвалидов. Первым препятствием в повседневной жизни для них становятся подъезды домов, которые в большинстве своем не имеют пандусов или не соответствуют техническим требованиям по углу подъема, наличию поручней. Примером служит пандус около подъезда дома по улице Василевского, 18 – угол его подъема явно более 5 %-ного норматива, один поручень и бордюр в конце спуска порядка 30 см. Из-за такой конструкции живущая здесь инвалид-колясочник Альбина выходит из дома всего два раза в месяц. Пандус в подъезде дома по улице имени 35-ой Гвардейской Дивизии, 4 совсем без поручней и упирается в стену. Проблемой является ширина входных дверей и лифтов, не соответствующая ширине инвалидной коляски.
На городских улицах трудностью для инвалидов-колясочников становятся, в первую очередь, тротуары. Самая удручающая ситуация в Краснооктябрьском и Советском районах – на тротуарах грязь, ямы, раскуроченная плитка, на некоторых асфальт вообще отсутствует, а кое-где отсутствуют и сами тротуары. Поэтому часто люди на колясках вынуждены передвигаться по проезжей части.
Самая большая проблема для незрячих людей, выявленная активистами ОНФ в ходе мониторинга, это отсутствие каких-либо ориентиров при движении в городской среде: не на всех востребованных маршрутах есть тактильная плитка, даже на центральных улицах, а та, что есть – либо уже разрушена, либо заросла травой или занесена грязью настолько, что ее не видно даже зрячему. Часто на ней установлены киоски, клумбы. Оснащение светофоров звуковым сигналом в основном обеспечено в Центральном районе. На перекрестке Второй Продольной магистрали с улицей Хользунова из всей светофорной группы звуковым сигналом оснащен только один светофор.
«По большей части инвалиды сами себе организуют доступную среду – ищут ориентиры и наименее трудные пути к магазинам, аптекам, храмам или заведениям культуры. Проблемы и с общественным транспортом, с остановочными комплексами, в массе своей не оборудованными ни специальными платформами, ни тактильной плиткой. Власти могут повысить качество жизни не только для инвалидов, ведь элементы доступной среды удобны и престарелым людям, и родителям с маленькими детьми и колясками», – отметил активист ОНФ, инвалид-колясочник Владимир Ерофеев.
Результаты мониторинга Народного фронта были обсуждены на состоявшемся в региональном отделении ОНФ совещании с участием представителей городских и областных профильных ведомств. Было сформировано обращение в адрес главы администрации областного центра и комитета городского хозяйства Волгограда (горкомгорхоз) о необходимости исправления выявленных недостатков. Кроме того, активистами ОНФ выдвинута инициатива о создании рабочей группы с представительством целевой группы сообщества инвалидов, глав администраций всех районов города и горкомгорхоза для решения проблем обеспечения доступности маршрутов городской среды и дорожно-транспортной инфраструктуры в целом на перспективу.