Эксперты Общероссийского народного фронта в Красноярском крае на основании многочисленных обращений граждан по поводу роста коммунальных тарифов инициировали обсуждение тарифной политики края с профильными структурами исполнительной власти, надзорными органами, общественниками. К обсуждению были приглашены представители региональной энергетической комиссии края, министерства строительства и ЖКХ, министерства промышленности, энергетики и торговли, Службы строительного надзора и жилищного контроля, управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, краевой прокуратуры и Счетной палаты, общественных советов профильных министерств и ведомств.
По мнению экспертов ОНФ, в регионе достаточно остро стоит проблема соблюдения баланса интересов поставщиков и потребителей тепловой и электроэнергии. На настоящий момент перевес находится на стороне ресурсоснабжающих организаций, что влечет за собой повышение, не всегда экономически обоснованное, тарифов и цен для потребителей.
Высок разброс стоимости коммунальных услуг на территории Красноярского края с его разными климатическими зонами: например, тарифы на тепловую энергию различаются от 600 до 51 тыс. руб. за 1 Гкал, то есть в 85 раз. Кроме того, есть примеры, когда рост тарифов происходит одномоментно в пять и более раз. Особую нагрузку при этом несет краевой бюджет. Ежегодно около 5 млрд руб. составляют расходы бюджетных средств на компенсацию ресурсоснабжающим организациям так называемых недополученных доходов, а также несколько миллиардов рублей расходуется на субсидии малообеспеченным и льготным категориям граждан.
В отдельных муниципальных образованиях значительно превышаются предельные индексы роста оплаты гражданами коммунальных услуг. В связи с ростом тарифов только за несколько месяцев текущего года в региональное отделение ОНФ обратились жители Боготола, Кодинска, Березовского, Курагинского, Шушенского районов. Вместе с тем, согласно статье 157.1. Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
«Необходимо обеспечить системность осуществления контроля за изменением тарифов, в частности, мониторинги платы граждан за коммунальные услуги и стандартов раскрытия информации, проводить анализ представленных отчетов по исполнению инвестиционных программ, по показателям надежности качества и энергетической эффективности, – подчеркнул руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Александр Пузанов. – Кроме того, необходима регулярная проверка правильности применения тарифов, экономической обоснованности и документарного подтверждения произведенных затрат ресурсоснабжающих организаций, раздельного учета затрат по видам деятельности, обеспечения проведения закупочных процедур».