Активисты Общероссийского Народного фронта, лидером которого является Президент России Владимир Путин, обеспокоены тенденцией субъектов РФ формально подходить к планированию расходов при реализации региональных программ повышения безопасности дорожного движения. Как показали мониторинги, проводимые в 2015г. центром независимого мониторинга исполнения Указов Президента РФ «Народная экспертиза» ОНФ, нередко большая часть средств таких программ уходит на приобретение и содержание камер видеофиксации дорожно-транспортных нарушений. Иногда эта доля достигает 80, 100 процентов, иногда это единственное мероприятие в региональной программе.
В Тверской области в 2013 году из запланированных на исполнение региональной программы по безопасности дорожного движения 35,6 млн. руб., 34 млн. руб. (95,5%) было выделено на фото и видеофиксацию нарушений и направление квитанций водителям. В 2014 году из 147,5 млн. руб., заложенных на программу, на те же нужды ушло 144,5 млн. руб. (98%). При этом на приобретение мобильных автогородков потратили 1,7 млн. руб, а на оборудование, позволяющее формировать у детей навыки безопасного поведения на улично-дорожной сети – всего 400 тыс.руб.
«За два года на комплексы фиксации в Тверской области потрачено 178,5 млн. рублей. При этом расходуются не только средства регионального бюджета, но и составляются заявки на участие в федеральной программе таким образом, что регион опять же получает комплексы фиксации», - сообщил руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Геннадий Гревцев.
Аналогичные ситуация складываются и в других регионах. Ярким примером сомнительных бюджетных трат, направленных на повышение безопасности дорожного движения, стала закупка камер видеофиксации в Мурманской области. Региональная антимонопольная служба уже дважды аннулировала контракт на установку 58 камер, но даже после обращения активистов ОНФ чиновники сохраняют решимость потратить на эти цели почти 1 млрд. рублей.
«Сейчас в некоторых областях это не программы снижения аварийности, а бизнес-план по зарабатыванию денег на штрафах автомобилистов», - констатировал Геннадий Гревцев. Он добавил, что Тверская область пока остается в числе регионов, где не выполнен Указ Президента РФ о снижении смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случаев на 100 тыс. населения.
По мнению ОНФ», власти забывают о том, что к безопасности необходимо подходить комплексно. Установка автоматических камер направлена, прежде всего, на превентивные меры, но не на решение проблем дорожных факторов, способствующих возникновению ДТП. К таким, например, относятся дефекты покрытия проезжей части, технических средств организации дорожного движения, неудовлетворительный уровень содержания дорог, отсутствие оборудованных пешеходных переходов в необходимых местах и другие факторы.