О необходимости государственной поддержки средств массовой информации шла речь на одной из панельных дискуссий медиафорума ОНФ независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость». Причем речь шла не только о финансовых вливаниях через всевозможные государственные гранты, которые в большинстве своем идут через Роспечать, но и об увеличение рекламного рынка, налоговых преференций.
Цифры, которые привел во время дискуссии руководитель Роспечати Михаил Сеславинский, оптимизма не вселяют. «По нашим данным, число киосков прессы за последние три года сократилось с 42 тыс. единиц до 27,9 тыс. единиц, - сказал Сеславинский. - Газетная бумага отечественного производства от ноября 2015 г. по март 2016 г. выросла в цене на 35-40 процентов. В тоже время рекламные доходы печатных СМИ за 2015 г. упали на 29 процентов, а это больше чем у любых других медиа. Так ТВ-реклама упала на 14 процентов, у радио на 16 процентов. У печатных СМИ катастрофически не хватает денег. Но есть и инфраструктурные проблемы, которые необходимо решать».
Вывод, который делает руководитель Роспечати, неутешительный: «Без государственной поддержки жить печатным СМИ и особенно региональным, достаточно трудно». И, тем не менее, выживать придется, но где найти ту «спасательную соломинку», которая позволит им оставаться на плаву и не утонуть?
Одна из них – это гранты. По словам Сеславинского, в этом году на их получение одобрено 60 проектов от 44 изданий, в том числе 28 региональных СМИ из 15 субъектов России. Все они получат субсидии на их реализацию в объеме 25 млн. 838 тыс. руб. Среди поддержки, которая также пойдет со стороны государства, – расширение рекламных возможностей для СМИ.
По словам замглавы Минкосмвязи Алексея Волина, который также участвовал в панельной дискуссии, сейчас практически удалось согласовать законопроект по поводу увеличения рекламных полос в печатных СМИ с 40-45процентов. «Я надеюсь, что с ФАСом мы выйдем на согласованный вариант по бегущей строке для региональных телекомпаний. Мы согласились на широкую формулировку. Мы понимаем, что ни один крупный канал бегущую строку запускать не будет, это отпугивает зрителей».
Волин также сообщил представителям печатных СМИ, чья продукция распространяется в розницу, о большой вероятности того, что продажу табачных изделий разрешат в газетных киосках. По крайне мере, Минздрав уже дал на это согласие, заверил Волин. «Это будет возможно при условии, что на них (киоски) распространятся все правила закона по ограничению распространения табака(они не должны быть на витрине, а должны лежать в закрытых коробках), - подчеркнул замминистра. - А на этих киосках должна быть крупная надпись о вреде курения табака».
Между тем, Минкомсвязь по-прежнему исходит из того, что надо либерализовать рекламу рецептурных лекарственных препаратов. Причем в этом министерстве не согласны с возражением Минздрава, который говорит, что это должны делать только врачи. «Мы знаем, что врачи зачастую оказываются в зоне фармацевтической мафии и без альтернативного источника информации пациент просто не в курсе, какие еще есть лекарства на рынке», - подчеркнул Волин.
У Минкомсвязи есть свое мнение и по рекламе алкоголя. Там считают, что традиционный запрет на его рекламу выгоден старым алкогольным брендам, которые не нуждаются в рекламе, а отечественные региональные напитки в ней нуждаются.
В целом же Волин призвал СМИ переходить из разряда просителей, в разряд тех, кто начнет зарабатывать деньги. «Те средства, которые сегодня выделяются по линии госбюджета это копейки и это костыли, на которых можно постоять, но бегать и развиваться нельзя. Вы должны перейти из разряда просителей, в разряд зарабатывающих, а для этого необходимы широкие условия для возможности заработка, а это в первую очередь реклама и подписка».
В свою очередь собравшиеся журналисты предложили, в том числе и представителям Минкомсвязи, лоббировать возможность для СМИ всевозможных налоговых преференций, в частности снижения НДС. Волин поддержал их инициативы и предложил еще более радикальный метод: «В отношении НДС у меня есть другое предложение – давайте пойдем дальше и последуем примеру наших коллег в кино. Если фильм получает удостоверение национального фильма, там нулевой НДС. Мы закрыли иностранное участие в СМИ. Поэтому давайте просить для отечественных СМИ нулевой НДС».
Сеславинский также предложил собравшимся журналистам больше действовать, особенно сейчас, когда началась предвыборная капания. «Сейчас будут предвыборные встречи, все работают с кандидатами в депутаты, с областными собраниями. Пусть благодаря вашим инициативам появятся несколько законопроектов, которые озвучат ваши депутаты. Если будет 10-15 таких депутатов, которые будут в полный голос говорить о ваших проблемах – это будет серьезный голос. А это значит - появятся законодательные инициативы, и проблемы будут решаться», - сказал Сеславинский.