Активисты ОНФ заявили о необходимости закрепления на уровне федерального законодательства конкретный гарантийный срок на работы по капремонту. Представители Минстроя РФ поддержали это предложение и сообщили, что соответствующая поправка, предусматривающая обязанность установления гарантийного срока в 5 лет для капитального ремонта, будет принята в пакете поправок в Жилищный кодекс, которые находятся сейчас в Госдуме, а для аварийного жилья проблема будет решаться через механизм обязательных типовых контрактов на строительство.
Руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» мурманского отделения ОНФ назвал эту инициативу своевременной и необходимой. Учитывая, что во всех субъектах России уже сформированы региональные Фонды капитального ремонта, которые формируются собственниками квартир в обязательном порядке, пора установить и обязательное требование гарантийных сроков по отношению как к заказчикам, так и исполнителям. Силами активистов рабочей группы ОНФ проведен мониторинг конкурсной документации в 83 регионах России по вопросу установления гарантийных сроков капремонта. Они содержатся в договорах только 32 субъектов. При этом самый продолжительный срок гарантии – 5 лет (по Гражданскому кодексу РФ) – в четырех регионах. В Мурманской области он составляет 3 года (рекомендация Минстроя).
«Проведение конкурсных процедур на капитальные работы, увы, не исключают участия неопытных, либо недобросовестных подрядчиков. К чему это приводит? Исполнитель получает деньги, выполняет ремонт, а за его качество может по сути не отвечать. Бывали случаи, когда подрядчика не получалось найти, он пропадал или контрактом были установлены чисто символические гарантийные сроки. А сейчас капремонты будут носить массовый характер, поэтому собственники должны быть уверены, что та же отремонтированная кровля прослужит долго. Заказчикам и исполнителям пора отвечать за качество», - поделился своим мнением Дмитрий Афиногенов
Также в Минстрое РФ сообщают о введении экспертизы проектно-сметной документации для малоэтажных домов. Профильным ведомством уже подготовлен соответствующий законопроект, который вносит изменения в Градостроительный кодекс.
«На сегодняшний день для строительства малоэтажных домов не нужно прохождение госэкспертизы, что негативно сказывается на качестве. Объекты строятся без применения единых нормативов. Так, из ПСД могут совершенно безболезненно в целях экономии убрать элементы доступной среды. К примеру, несколько недель назад наша рабочая группа оценивала жилье в Мончегорске, где из 3-х домов, возведенных по программе переселения, только в одном была предусмотрена инфраструктура для инвалидов. Каким образом реализовывать принципы доступности, если даже новые объекты имеют законные основания не отвечать целям, которые сегодня ставит государство?», - заявил руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» мурманского отделения Народного фронта Дмитрий Афиногенов.
Минстрой предлагает усилить и ответственность саморегулируемых организаций за некачественное исполнение их членами – строительными организациями – заказа на строительство жилья по программам аварийного жилья. С некачественным жильем предлагают также бороться с помощью введения обязательных для применения типовых контрактов на строительство, где, по словам Демченко, будут «жестко прописаны вопросы качества и быстрого реагирования по ходу строительства на возникающие проблемы». Предлагается задействовать и помощь общественных комиссий по оценке построенного жилья, которые уже созданы в 71 субъекте РФ.
Член рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», руководитель общественной организации по защите прав собственников жилья «Наш дом» Светлана Калинина рассказала о том, что ОНФ был проведен мониторинг качества домов, построенных по программе переселения по всей стране. «Объемы некачественно построенного жилья, которые мы обнаружили в прошлом году, сохраняются», – отметила Калинина. При этом она высказалась за то, чтобы обязать регионы приглашать общественные организации для контроля программ по переселению.